Несколько советов «нефотографам», как лучше фотографировать на телефон
Сразу отмечу, я фотограф-любитель, но с большим стажем. Поэтому насобирала для себя достаточно действенных способов хорошей съемки «для чайников». Тем более, что начинала свою любительскую деятельность во времена пленочных фотоаппаратов, когда каждый неудачный кадр мог убить твой энтузиазм и был чуть ли не на вес золота. Поэтому в цель нужно было попадать с первого раза.
В общем, поехали. По ходу буду перемежать небольшими примерами из жизни. По теме, конечно.
КАМЕРА
Первое, и самое основное, что нужно сделать для съемки, взяв в руки телефон – ПРОТЕРЕТЬ КАМЕРУ. Это я для себя уяснила в тот же день, когда увидела на первой своей пленке огромные отпечатки пальцев.
Поэтому данное действие вот прямо не обсуждается. И многие об этом даже не догадываются. Почему-то считается, что умный гаджет и это предусмотрел. Нет, не предусмотрел. И многие мутные кадры обязаны своей неудачностью именно заляпанной камере. А еще когда дети берут ваш телефон регулярно, то там не только камера, весь телефон подлежит «протирке».
ВТОРОЕ – ОСВЕЩЕНИЕ.
Ну данный совет трудно проигнорировать, так как факт, а точнее, кадр – налицо. Если нет нормального освещения, то это вы увидите уже на экране.
Что можно сделать? Банально, но включить свет, направить светильник на объект или объекты, открыть шторы, встать ближе к окну. Если ничего не помогает, заходите в настройки телефона, добавляйте яркость, тоже помогает.
Вспышка, конечно, помогает, но телефонная вспышка маломощная, должного освещения не дает, искажает цвета и может дать отражение на снимаемых предметах.
Ни в коем случае не снимайте против окна. Частенько объекты становятся к окну, перед красивыми шторами, а фотограф начинает снимать напротив света. Объясню простым языком, почему так делать нельзя.
Камера, она как глаз человека. Если вы замечали, при ярком свете зрачок человека сужается, чтобы уменьшить количество попадающего света и не навредить глазу. Камера делает то же самое автоматически.
Простым языком, в камере есть диафрагма, которая играет роль зрачка. С окна падает свет, диафрагма сужается. И наоборот, когда темно, диафрагма расширяется, чтобы поймать больше света. Обещала без терминов, не получилось.
Вы, наверное, замечали, в солнечный день, или снимая напротив окна, получаются очень темные фотографии. Кадр может получиться лишь в том случае, если вы успеете нажать раньше, чем среагирует диафрагма.
По той же причине нельзя фотографу стоять напротив солнца. Иногда фотографируемая модель встает спиной к солнцу, чтобы не щуриться, и фотограф встает напротив, чего делать не нужно. Кадры не получатся.
Но бывают такие моменты, когда нужный задний фон находится за спиной объекта и фотограф вынужден встать против солнца.
В таком случае, ищите тенек. Встаньте так, чтобы солнце падало сбоку и на вас, и на модель. Но, чтобы на лицах не было бликов и теней. Иначе лица будут «изрезаны» светом и тенями. Попросите модель отвернуться от солнца, встать полубоком или игриво повернуть-наклонить голову, чтобы избавиться от теней.
Вообще, в яркий солнечный день лучше снимать в тени. А вот утром и на закате, когда солнце находится сбоку, получаются хорошие кадры. Особенно мне нравятся закатные съемки. Фотки получаются мягкими, скрываются мелкие дефекты на лице, очертания лица тоже смягчаются.
Многие интуитивно понимают, что нельзя снимать против солнца и встают спиной к солнцу. В таком случае солнце падает на модель. И этого яркого света модель вынуждена прищуриваться.
В очках выходит еще хуже. Щуриться модель чуть меньше, зато от очков начинают падать тени. И, как правило, нос выходит светлым и большим, а остальная часть лица где как, вся в тенях от очков.
Выход такой, из моего личного пленочного опыта, правда, в качестве объекта.
Может, кому пригодится.
Фотографировались разные группы туристов перед историческим зданием, на которое падали яркие солнечные лучи. Другого ракурса не было. Сбоку никак группу не расположить, впереди дорога.
Погода стояла облачная и фотограф ловил момент, когда солнце заходило за облако и быстро снимал. Когда дошла наша очередь, облака развеялись. Мы, естественно, все чуть ли не зажмурились от солнца. И тогда он сказал всем опустить глаза и по его команде поднять и улыбаться. Несколько секунд мы стояли с опущенными глазами. За это время глаза отдыхали от солнца. Когда мы по его команде подняли глаза, он сделал несколько кадров. Фотографии получились отменными.
Это был мастер своего дела и со своим лайфхаком. Поездку ту я почти не помню, а фотографа запомнила, и лайфхак его. Применяю его, когда по другому модель не поставить.
ФОН, ЗАДНИЙ ПЛАН
Обращайте внимание на задний фон. Если вы снимаете в помещении, не прижимайте объект съемки к стене. Вы потеряете объем. Телефон автоматически будет наводить резкость на все объекты и главный объект уже перестанет быть главным.
Смотрите внимательно на все объекты, которые попадут на задний план. Иногда невинно валяющийся предмет может основательно испортить бесценный кадр.
Если вы снимаете в квартире, уберите лишние предметы, которые попадают в кадр. Неприбранная комната портит впечатление от кадра.
При съемке на открытой природе, в кадр обязательно попадает горизонт. Внимательно посмотрите, чтобы линия горизонта не попадала на верхнюю часть туловища, особенно на голову. Кадр будет выглядеть «обрезанным».
То же касается съемок на пляже. Линию горизонта располагать либо выше головы, либо ниже туловища. И никаких лишних человечков и валяющихся предметов, вроде сумки, чипсов и так далее.
Но на пляже, как правило, людей много и все так и норовят заглянуть в кадр. Отойдите от них подальше. Пусть будут, но на совсем заднем плане, чтобы на них не наводилась резкость.
В людных местах тоже старайтесь расположиться так, чтобы человечки были подальше и сзади. Хотя иногда попадающие в кадр объекты выглядят прикольно.
СЪЕМКА ВОЗЛЕ ПАМЯТНЫХ ВЫСОКИХ ОБЪЕКТОВ
Высокое сооружение полностью захватить сложно. Поэтому при съемке возле каких-то архитектурных высоких сооружений модель поставьте подальше от строения. Ваша камера должны быть на уровне груди снимаемого объекта или чуть ниже. Тогда вы сможете захватить всю красоту архитектурного сооружения. И сам объект органично впишется в кадр.
Если поставить объект чуть-чуть левее, акцент ляжет на само строение.
ТВЕРДАЯ РУКА
Камера шататься не должна. Либо вы твердо держите телефон, либо ищите опору. Смазанные кадры иногда обязаны именно трясущейся руке.
Затаите дыхание, в конце концов, чтобы ваше дыхание не трясло камеру. Некоторые модели телефонов срабатывают в течение 1-2 секунд, и за это время рука может дрогнуть. А на некоторых моделях, чтобы резкость настроилась, нужно удерживать палец.
Изучите ваш телефон. Если он работает так, как я описала выше, то вам точно нужна опора или серийная съемка.
КАК РАБОТАТЬ С МОДЕЛЯМИ
При близкой к объекту съемке камеру располагайте на уровне глаз. Если снимаете во весь рост, то следите, чтобы в кадр вошли все конечности полностью, с туфлями, каблуками и так далее.
Если снимаете по пояс, то также не «обрезайте» голову, руки, пальцы.
Пухленькие модели ставьте немного боком. Если у вас пара из пухленького и тоненького объектов, тонкий объект нужно немного выставить вперед, пряча тем самым пухлый объект. Так визуально они будут выглядеть равномерно, ну и пухленький объект будет доволен, а худой и так знает, что он худой.
Если камеру расположить ниже, то можно зрительно удлинить ноги.
А вот наоборот, сверху вниз, лучше не снимать. За исключением задуманной по сценарию в таком ракурсе съемки. Вы рискуете получить большую голову с туловищем и короткими ногами.
Еще один лайфхак от советского студийного фотографа. Был такой дядечка в фотосалоне, куда мы ходили в студенчестве. И вот он нам всегда говорил облизнуть губы. Мы смеялись и облизывали. На фотках выходили сочные губки.
Когда фотографируетесь, выпрямляйте спину, разворачивайте плечи и поднимайте подбородок. Это придаст статусности и уверенности.
ДВИЖУЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ
К движущимся, прыгающим, скачущим объектам, например, можно отнести детей. Дети не стоят на месте. Прыгают, скачут, корчат рожицы. Снимайте серийной съемкой. Какой-нибудь кадр обязательно получится.
С детьми желательно разговаривать, отвлекать их, смешить. Эмоции детей неповторимы. Если вам удастся воздействовать на их эмоции, это будут незабываемые кадры.
Как-то фотографировала на телефон детей перед утренником в детском саду. Пока помогала воспитательнице переодевать детей, они ко мне привыкли и уже вели себя естественно. Когда я начала их снимать, они уже стояли на ушах, но зато сколько эмоций! Они заглядывали в камеру, корчили рожицы, рассказывали заготовленные стишки, но это было здорово. И видео перед утренником вышло классное.
Когда я их посадила для группового фото, думала, не получится их угомонить. Но, как ни странно, сработало «сы-ы-ы-р». Я подняла руку и скомандовала смотреть на нее и произносить «сы-ы-ы-р». Снимала без штатива и резкости особой не вышло, но зато все смотрели в камеру и улыбались.
Это я к тому, что нужно разговаривать, чтобы снимаемые модели отвлекались и расслаблялись.
Это касается и взрослых моделей. Кстати, взрослые тоже хорошо реагируют на команды во время съемки. Никто не хочет выглядеть плохо на кадрах. Вы фотаете, вы и командир в тот момент. Командуйте смело.
ЛЮБИТЕЛЯМ СЕЛФИ
Любителям селфи настоятельно не рекомендую поднимать руку с телефоном вверх. На таких кадрах лица выглядят, как «чайники». Есть такие алюминиевые электрические чайники. Когда в них смотришься, лицо искажается, выступающие части лица становятся еще крупнее. Лицо округляется, как чайник.
Вот такие селфи с поднятой рукой и получаются, как «чайники».
Поэтому, держите камеру на уровне глаз или немного ниже, и как можно дальше. Пользуйтесь голосовой командой в телефоне. Тогда вам не придется тянуться пальцем до кнопки. Очень удобная функция. Срабатывает не сразу, вы себя видите на экране, есть время настроиться.
Хвала тому, кто придумал палку для селфи. Отличная штука.
СЪЕМКА В ПОЛУМРАКЕ
Ну что тут скажешь. Неважные получаются фотки в темноте. Даже если вы включите вспышку, она осветит только лицо, все остальное останется темным. Поэтому ищите уличные фонари или освещенные витрины. Чем ярче фонари, тем лучше.
Ну вот, пожалуй, это все, о чем я хотела поделиться с вами из личного опыта. Хотела покороче, не получилось. Это самые основные моменты.
Да, фотки с немного заваленной камерой набирают популярность и смотрятся очень стильно. Но не перебарщивайте. И этот эффект уместен, в основном, при близкой съемке. Наклоняйте, но без фанатизма.
И напоследок, если будете снимать для соцсетей, то делайте альбомную ориентацию кадра, по бокам оставляйте запас на срез. За исключением сториз в Инстаграм, там нужна книжная ориентация. А вот видео лучше всегда снимать в альбомной ориентации. Такие видео занимают полный экран на любом устройстве и выглядят намного интереснее.
И обязательно улыбайтесь, когда вас снимают!
Выражайте эмоции, не бойтесь, фотограф скоро забудет о съемке, а у вас останутся обалденные кадры. И через несколько лет вы будете с умилением смотреть и вспоминать каждый момент. Ведь для этого и придумали камеру — остановить мгновение, которого уже не будет никогда!
Надеюсь, начинающим любителям пригодятся мои советы как лучше фотографировать на телефон. А может вы знаете еще какие-то способы. Поделитесь в комментариях.
И если вы нашли статью полезной, было бы здорово, если бы вы поделились ею в соцсетях.
Возможно вам может понравиться статья об истории возникновения фотографии, интересные факты.